Назад

Бухгалтерские проводки РК

Понятие, классификация и примеры


Все хозяйственные процессы происходящие в компании должны отражаться на ее счетах. Делается это с помощью учетных записей, именуемых в народе “бухгалтерскими проводками”. В нашей статье мы не только расскажем о том, что это такое, но и поведаем об их классификации и приведём примеры составления.


Что такое бухгалтерские проводки?

Бухгалтерские проводки - это учетные записи, которые документируют проведение хозяйственных операций. Они заносятся в журнал либо в специальную бухгалтерскую программу с использованием системы двойной записи. Двойной данная система называется потому, что она одновременно регистрирует дебет и кредит и позволяет сформировать полноценный финансовый отчет. В процессе проведения бухгалтерских проводок счета активов увеличиваются либо, уменьшаются, что одновременно влияет и отражается на счетах обязательств.


Другими словами, учетная запись - это регистрация хозяйственных операций на 2 связанных между собой счетах, в которых отображается одна и та же сумма.


В процессе составления бухгалтерской проводки указывается объект учета, а также его количественные и стоимостные характеристики.


Формирование бухгалтерских проводок осуществляется в 3 этапа:


  1. определение экономического содержания объекта учета;
  2. признание объекта учета;
  3. отображение объекта учета на счетах.


При этом, все учетные записи должны соответствовать информации, изложенной в первичных учетных документах, т.е. быть документально подтверждены.



Классификация бухгалтерских проводок


В системе бухучета существуют следующие типы проводок:


Простые проводки - это проводки, в которых корреспондируют 2 счета.


Например:

От поставщика поступили стройматериалы на сумму 20 000 тг., где

Дебет (Сырье Материалы) - 20 000 тг.;

Кредит (Расчет с поставщиком) - 20 000 тг.


Сложными проводками называют учетные записи, которые затрагивают больше 2 счетов. Они, в свою очередь, делятся на учетные записи, в которых дебетуется 1 счет и кредитуется несколько счетов, а также на бухгалтерские проводки, кредитующие 1 счет и дебетующие несколько счетов. Сложные проводки помогают сократить количество учетных записей, что способствует существенной экономии времени бухгалтера.


Образец сложной проводки:

Из зарплаты удерживаются ОПВ 10 000 тг., ИПН 5000 тг., где

Дебет (Задолженность по оплате труда) - 15 000 тг.;

Кредит (Обязательства по пенс. отчислениям) - 10 000 тг.;

Кредит (ИПН) - 5000 тг.


Напомним, что указывать номера и наименования счетов необходимо согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному приказом министра финансов РК № 185 от 23 мая 2007 г.


Наряду с этим, бухгалтерский учет предусматривает деление учетных записей на реальные, условные и уточняющие.


Реальной проводкой называют учетную запись, отражающую операцию, факт либо явление, которые состоялись в действительности, такие как закуп товаров, начисление зарплаты и т.д.


Условная проводка используется в бухучете в методологическом контексте. Это означает, что в реальности операция не совершалась, но отражается на счетах. Бухгалтер может использовать ее для переноса либо уточнения показателей.


Уточняющая проводка может быть применена для исправления, а также для списания калькуляционной разности по счетам.


Заключение

В этой статье мы рассказали о понятии и порядке составления бухгалтерских проводок в РК. Другие полезные статьи по вопросам бухучета и автоматизации бизнес-процессов читайте в блоге сайта https://prosklad.kz/.