Назад

Планограмма

Понятие, виды, примеры и способ составления


Заходя в супермаркет мы редко задумываемся о том, почему товар расположен в нем определенным образом. Нас больше волнует то, как быстро и легко мы можем найти необходимый нам продукт и уйти восвояси. В действительности же для того, чтобы полки и стеллажи в магазине выглядели привлекательно и в конечном счете продаваемо, разрабатывается специальная схема. О планограмме, ее видах, примерах и способе составления расскажем далее в нашей статье.


Что такое планограмма?


Под планограммой понимается схема, показывающая размещение розничных товаров на полках и витринах, которая увеличивает количество продаж. Другими словами, планограмма - это навык, используемый в мерчендайзинге и планировании торговых площадей. Проанализировав прошлые и текущие модели продаж, мерчендайзер или маркетолог могут дать успешные рекомендации о необходимом количестве товара на полках в магазине.


Наряду с этим, планограмма выкладки товара показывает насколько высоко или низко на стеллажах должен располагаться тот или иной продукт и какие товары должны его окружать. Готовая планограмма распечатывается в виде наглядного изображения. Это позволяет владельцу магазина и поставщикам контролировать то, как выставлена продукция, а также отслеживать и улучшать модели выкладки товаров. Для построения планограмм используются специальные программы, в которые заносятся данные об имеющейся торговых площадях, количестве запасов и т.д.



Типы планограмм


То, какой тип планограммы, вы будете использовать зависит от приоритетов вашего магазина. Сортировка и классификация товаров может принимать различные формы. Большинство магазинов предпочитают расставлять приоритеты исходя из размера прибыли, которую они планируют получить. Так или иначе, решения, которые вы будете принимать, будут зависеть от вашего целевого клиента и бренда вашей розничной сети. Если вы планируете внедрять планограмму в своем магазине, вот несколько распространенных методов, которые вы можете использовать.


Блочная планограмма


С помощью метода размещения по блокам розничные продавцы группируют все продукты определенной категории в одном пространстве. К примеру, вся вода в магазине может быть размещена на одной полке, а фруктовые соки — на другой. Этот тип планограммы позволяет клиентам легко сравнить цены.


Горизонтальная планограмма


Эти типы планограмм требуют, чтобы розничные продавцы располагали товары горизонтально. Обычно это делается на полке. Как и в случае с блочным размещением это позволяет покупателям легче сравнивать товары одной категории.


Вертикальная планограмма


При применении вертикальной планограммы аналогичные товары разных брендов размещаются на разных полках. Это делается с целью выделения конкретного бренда или продукта для увеличения их популярности и маржи компании.


Маржинальная планограмма


У каждого товара в розничном магазине есть маржа в цене. Производитель или оптовый поставщик предоставляет эту маржу, когда розничный продавец соглашается продавать определенный бренд или продукт. Планограмма, основанная на марже, дает товарам и брендам с самой высокой маржой первоклассное место на полке или у входа в магазин. Это, в свою очередь, приводит больше клиентов к товарам с более высокой маржой, тем самым увеличивая прибыль бизнеса.


Брендовая планограмма


В этом типе планограммы дорогим брендам обеспечивается лучшая видимость, чем брендам с низкой стоимостью.



Примеры планограмм


Для большего понимания приведем несколько примеров размещения товара в магазине с использованием планограмм:


В отделе напитков стекло должно располагаться в середине полки, а пластиковые упаковки внизу. Алкоголь должен распределяться по блокам: вино, коньяк, водка. Далее каждый напиток делиться на меньшие блоки: красное вино, белое сухое, розовое и т.д. Более дорогие марки располагаются на верхней полке, дешевые - на нижней, средние - на уровне глаз. Самый популярный товар размещается посередине торгового зала, чтобы у покупателей была возможность ознакомиться с другим ассортиментом до и после него. При этом, независимо от того, каким товаром вы торгуете, полки вашего магазина не должны оставаться пустыми, а продукция должна доставляться вовремя.


В магазине по продаже мебели самые выгодные предложения должны располагаться ближе к входу, чтобы потенциальные покупатели с самого начала не испугались цен на элитные экземпляры мебельной продукции. Наряду с этим, весьма полезной для мебельного салона является перестановка, так здесь хорошо работает правило движения. Здесь, как и в любом другом сегменте продаж важно зонирование. Также эффективным методом выкладки товара в мебельном магазине будет демонстрация решения житейской проблемы. К примеру, предложение складных кроватей для клиентов, проживающих в квартирах с небольшой квадратурой. Подбор элементов мебели по цветовой гамме, материалу, высоте и стилю, а также создание практически готового варианта интерьера создаст успешный и продаваемый эффект.


В магазине строительных материалов смеси располагаются в дальнем углу торгового зала, т.к. это самый продаваемый товар по принципам "снизу - вверх" и от "большего к меньшему". Обои размещают по цветовой гамме и стилю опять же согласно популярному правилу "дешевые внизу, дорогие сверху". Керамическую плитку располагают по отдельным блокам для кухни и ванной комнаты. Инструменты стоит размещать на видном и хорошо освещенном месте.


Стоит отметить, что планограмма используется не только для торговых точек, но и для складов. На складе самый популярный товар располагают у входа. Для крупных и мелких товаров создаются отдельные ячейки. На верхних полках размещаются товары с длительным сроком годности. Не стоит и говорить о том, что у каждого товара есть свои условия хранения, которые также необходимо учитывать.


Актуальной в создании планограммы склада является номенклатура товаров. И здесь незаменимым помощником может выступить программа "Prosklad", представляющая собой онлайн-сервис складского учета, которая позволяет вести номенклатуру, а также фиксировать приемки и перемещения на складе. Удобная онлайн-касса и POS-терминал для приема безналичных платежей являются приятным дополнением к данному программному обеспечению. Чтобы узнать подробности, пройдите по ссылке https://prosklad.kz/ либо позвоните по номеру +7 747 300 2 300.




Пошаговая инструкция составления планограммы


Составить планограмму можно как вручную с помощью офисных программ Excel и Word, а также графических редакторов, так и с использованием специального программного обеспечения "Shelf logic", "Retail Shelf Planner", "1С" и онлайн-сервиса "Planogram.Online".


В первом случае нужно занести в план имеющееся оборудование, распределить в нем все продукты на блоки исходя из их количества, выбрать способ выкладки и согласовать его с руководителем.


Если же вы решили использовать программное обеспечение, то следуйте следующей инструкции:


  1. Войдите в программу;
  2. Выберите команду "Создать новую планограмму";
  3. Задайте название планограммы и ее тип, а также вид и количество имеющегося у вас оборудования;
  4. Настройте высоту, глубину, ширину и другие поля планограммы;
  5. Выберите цвет фона, полок и границ;
  6. Поместите продукты сначала в корзину, а затем переместите их на полки путем перетаскивания;
  7. Выберите подходящие вам облицовки продуктов. При необходимости распределите их равномерно;
  8. После завершения дизайна планограммы, экспортируйте его в форматы JPEG или PDF и поделитесь им с любым из ваших коллег.


Заключение


В этой статье мы рассказали о планограмме выкладки товара в магазине. Другие полезные статьи по вопросам предпринимательства читайте в нашем блоге по управлению торговлей на сайте https://prosklad.kz/.