Секреты бесперебойной торговли
От форс-мажоров тяжело застраховать свой склад, но это отнюдь не означает, что сделать это в принципе невозможно. Обеспечить непрерывную и своевременную поставку товаров на торговые точки помогут эффективные методы управления запасами товаров.
Налаженный и четко структурированный процесс поставки товара – одна из ведущих составляющих успеха бизнеса в сфере торговли. Существует несколько методов по его организации, но для начала нужно понять, какими характеристиками обладают ваши товарные запасы (сокр. ТЗ).
С опорой на различные параметры ТЗ бывает нескольких типов.
Параметр №1 «Назначение»
· Товары, чей спрос на рынке зависит от определенного временного периода (зима, лето, рождественские праздники) называются сезонными.
· Товары постоянного потребления относятся к текущим.
· Запас товаров на случай возникновения непредвиденных ситуаций принято называть страховыми.
Параметр №2 «Местонахождение»
· ТЗ, запущенное в производство.
· ТЗ, находящиеся еще в пути.
· ТЗ, которое уже распределено по торговым точкам.
Параметр №3 «Сроки»
· Начало периода.
· С определенной датой.
· Конец периода.
Параметр №4 «Метрика»
· Относительные товары измеряются в сутках товарооборота.
· Конкретные или абсолютные товары измеряются в натуральном виде с учетом стоимости.
После классификации товаров можно приступать к методам их управления. Управление запасами является успешным тогда, когда торговые ряды всегда заполнены достаточным количеством продукции в необходимом ассортименте, а склад не страдает от переизбытка. Для этого можно воспользоваться одной из методик или совмещать сразу несколько.
1. Нормирование
Суть метода очень проста – определить оптимальное количество (норма) необходимого товара так, чтобы его можно было предлагать покупателю и при этом минимизировать расходы. Для этого за каждой группой товаров закрепляется неизменяемый «остаток». Как только количество продукции приближается к остатку, нужно заказать новую поставку. Таким образом, можно застраховать себя от неприятных ситуаций.
При расчетах нормы следует учитывать регулярность нового завоза, величину разовой поставки, объем суточных продаж и т.д.
Также важно определить и период торговли, т.е. то время, за которое продукция будет реализована. Это позволит отделу снабжения вовремя принять верное решение. Если товара по расчетам не хватит, нужно ускорить завоз или внести изменения в договоры с поставщиками.
В случае обнаружения излишков стоит подключить отдел маркетинга для проведения ряда мероприятий: акции, розыгрыши, ярмарки и проч.
При возможности рассмотреть вариант возврата товара поставщику.
А чтобы такие случаи не повторялись в дальнейшем, полезно выявить причины возникновения излишек и принять соответствующие меры.
2. Оперативный учет
В отличие от предыдущего метода оперативный учет контролирует каждый вид товара по отдельности. Такой учет может вестись 2 способами:
· вручную,
· с применением новых технологий.
Первый вариант подходит для небольшой номенклатуры товаров. При расширении бизнеса уследить за каждой позицией ассортимента вручную невозможно, поэтому необходимо подключение удобных устройств.
Таковым является Prosklad.
Prosklad – это многофункциональная система учета товаров. С ее помощью можно в любое время суток узнать положение дел на складе и осуществлять контроль за любыми передвижениями продукции.
3. Постоянный контроль
Название метода уже содержит в себе его суть. При постоянном и тщательном контроле состояния товара и его количества можно импровизировать на ходу. Чаще всего, сами того не подозревая, этот метод используют начинающие предприниматели до столкновения с форс-мажорами.
4. Регулирование
Этот метод подходит предпринимателям с несколькими торговыми точками, когда есть возможность в перемещении товара. Например, удачное маневрирование излишками в одной точке, избавит от недостатка другую точку.
Итоги
Недостаток товара на складе может стать причиной дефицита его на прилавках, что незамедлительным образом приводит к убыткам. При этом чрезмерное его количество так же отрицательно сказывается на бюджете. Издержки, товарные потери, кредиторки и прочее – все это не только отражается на материальных средствах, но и на времени и нервах.
Для предотвращения подобных ситуаций лучше воспользоваться перечисленными выше методами или применять комбинацию из них!