Назад

Учётная политика

Понятие, основные этапы разработки и административная ответственность за отсутствие


Если вы бизнесмен и думаете, что далеки от политики, то смею вас заверить, что на протяжении всего времени, пока вы занимаетесь бизнесом, вы формируете его политику, а если говорить точнее, определяете учетную политику вашей компании. В этой статье мы подробнее расскажем о том, что это такое.


Учетная политика: что это?


Согласно п.2 ст.6 ЗРК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" под учетной политикой понимается совокупность принципов, основ, положений, правил и практики, которые применяются ИП и юрлицами при ведении бухучета и составления финансовой отчетности. При ее составлении за основу берутся вышеуказанный ЗРК, МСФО, НСФО, Типовой план счетов бухучета, а также нужды и специфика предприятия.


Зачем нужно утверждать учетную политику компании?


Часто среди бизнесменов возникает вопрос: "Зачем утверждать учетную политику, если уже существует специальное законодательство, стандарты и правила ведения бухгалтерского учета?". Ответ прост. Вышеназванные документы обозначают общие правила, тогда как в определенной учетной политике можно расписать особенности и нужды компании.


Наряду с этим, учетная политика предоставляет предприятиям основу для составления финансовой отчетности. Таким образом, при смене бухгалтера вновь принятый на его место сотрудник сможет придерживаться ее стандартизированного формата.


Кроме того, грамотно составленная учетная политика поможет руководителю не только определить правила и требования компании в области бухгалтерского учета, а бухгалтеру вести учет, но и обеспечит предпринимателя необходимой аналитической информацией, будет благоприятствовать эффективной организации производства, росту продаж и доходов предприятия.


Не стоить и говорить о том, что правильно сформированная учетная политика всегда придет на помощь предпринимателю при взаимодействии с налоговой службой, т.к. является обоснованием принятых им решений в процессе ведения бизнеса.


Кем разрабатывается учетная политика?


Учетная политика организации формируется руководителем совместно с бухгалтерской службой. Однако, в случае необходимости к данному процессу привлекаются и другие сотрудники компании.


Перед тем как приступить к ее составлению необходимо изучить МСФО, НСФО, законодательство РК о бухучете и фин.отчетности, а также Трудовой кодекс РК. Вместе с тем должны быть детально проанализированы все процессы организации, осуществленные в прошлом, реализуемые в настоящем и планируемые в будущем.


Учетная политика может быть сформирована ИП или организацией самостоятельно, с участием аудиторской либо консалтинговой фирмы, а также с помощью специальных электронных сервисов, которые можно найти на просторах Интернета.


Из каких разделов должна состоять учетная политика?


В учетной политике необходимо указать:


  • организационно-правовой статус компании, ее органы управления, регистрационные данные и вид деятельности;
  • форму и метод (стандарт финансовой отчетности), способ (ручной либо с помощью ПО) и принципы ведения бухучета;
  • лицо, ведущее бухучет (сам ИП, наемный сотрудник либо привлеченная бухгалтерская фирма);
  • режим налогообложения (общеустановленный, упрощенный и т.д.);
  • состав отчетности (финансовый, налоговый либо статистический);
  • принципы признания прибыли и затрат, методы учета ОС и ТМЦ, специфику отрасли, специальные документы, положение по зарплате сотрудников и проч.


Можно ли вносить корректировки в учетную политику?


По общему правилу учетная политика должна характеризоваться постоянством и преемственностью. Однако, в нее разрешается вносить коррективы, связанные с внесением изменений в положения международных стандартов и национального законодательства, а также производственной необходимостью, которые должны утверждаться руководством компании.


Ответственность за отсутствие учетной политики


Несмотря на все вышеуказанные преимущества наличия учетной политики, не все руководители компаний торопятся с ее утверждением. В связи с этим, государством предусмотрены меры по привлечению таких предпринимателей к административной ответственности. Так, в соответствии со ст. 276 КоАП, отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета влечет предупреждение, а при повторном совершении данного действия штраф от 25 до 75 МРП в зависимости от размера субъекта налогообложения.


Заключение


В конце хотелось бы добавить, что при формировании учетной политики необходимо выбирать способы бухучета, которые минимизируют налоги и при этом позволяют соблюдать налоговое законодательство РК. Одним из таких способов является применение ТИС "Prosklad" - системы автоматизации бизнеса, позволяющей не вставать на учет по НДС даже при превышении порога по доходам, которая вдобавок включает в себя онлайн-кассу и POS-терминал для приема безналичных платежей. Подробнее об этой системе узнайте по ссылке https://prosklad.kz/tis.